Александр Шамильевич Мелик-Пашаев


 


Дата рождения: 10 (23) октября 1905
Место рождения: Шулаверы (Шаумяны)
Страна: Российская Империя
Дата смерти: 18 июня 1964


Александр Шамильевич Мелик-Пашаев - выдающийся советский дирижёр (по национальности армянин).


Александр Шамильевич Мелик-Пашаев родился 10 (23) октября 1905 года в поселке Шулаверы (Шаумяны) в Грузии. Его детство и юность прошли в Тифлисе (с 1936 года город называется Тбилиси), его первые музыкальные впечатления связаны прежде всего с Тифлисским оперным театром. Почти каждый день после занятий в реальном училище он бежал в театр, не желая пропустить хотя бы одну ноту из партитур своих любимых опер. К шестнадцати годам Мелик-Пашаев уже хорошо знал весь оперный репертуар. В 1923 году в возрасте 18 лет первый раз дирижировал в оперном театре Тифлиса (спектакль "Фауст"). 

В 1930 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова (педагоги А.Гаук, X.Кушнарев, В.Щербачев), пройдя пятилетний курс за два года. Вернувшись в Грузию, поставил несколько спектаклей в Тифлисском оперном театре, в том числе оперы "Князь Игорь" А.Бородина, "Пиковая дама" П.Чайковского, "Лейла" В.Долидзе.

Мелик-Пашаев пришел в Большой театр в Москве в качестве дирижера в 1931 году, дебютировав с оперой "Аида" Дж.Верди, интерпретация которой будет признана одной из самых больших его творческих удач, и работал постоянно на этой должности до 1953 года. В 1933-1934 годах работал в Оперной студии при Московской консерватории. В 1938 году принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и стал лауреатом (второе место). В 1953 году заменил Николая Голованова, став главным дирижером Большого театра, после бесцеремонного увольнения последнего.

В отличие от двух своих предшественников, Самосуда и Голованова, Мелик-Пашаев дирижировал значительное количество опер из западного репертуара таких композиторов, как Верди, Бизе, Массне, Пуччини, Леонкавалло. Он также много сделал для появления в репертуаре Большого театра новых опер (например, Шапорина, Кабалевского). Как дирижера его отличали пылкость и изысканность музыкальной фразы, очень бережное и вдумчивое отношение к певцам. Сергей Яковлевич Лемешев вспоминал: "Очень дорого и радостно бывает нам, вокалистам, когда оперный дирижер крупного масштаба понимает, чувствует и любит певца. Александр Шамильевич любил нас и дирижировал всегда с таким увлечением, вдохновением и темпераментом, будто пел вместе с нами".

Александр Шамильевич признавал и устанавливал очень высокие стандарты в своей профессии, когда выдающийся немецкий дирижер Герман Абендрот был приглашен для дирижирования "Фиделио" Л.В.Бетховена в Большом театре, он был ошеломлен исключительным качеством постановки спектакля.

В 1958 году дирижировал спектаклями в оперных театрах Чехословакии: "Князь Игорь" и "Кармен" в Праге, "Евгений Онегин" в Брно.
Дебютировав в 1961 году на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден (первым из советских дирижеров) с оперой "Пиковая дама" П.И.Чайковского, Мелик-Пашаев вернулся в 1963 году для дирижирования великолепно поставленной оперой "Аида" Дж.Верди с Галиной Вишневской в главной роли.

Его работа в Большом театре пришла к неожиданному концу в 1962 году, когда, как Самосуд и Голованов перед ним, он оказался уволен. В один "прекрасный" день, остановившись перед репертуарным списком Большого театра на следующий месяц, он не увидел там свое имя и знал, что это было. Мелик-Пашаев умер два года спустя 18 июня 1964 года.

К счастью, весьма значительная часть творческого наследия Мелик-Пашаева сохранилась благодаря относительно большому числу записей оперных
спектаклей из Большого театра. К ним относятся "Фиделио" Л.В.Бетховена, "Кармен" Дж.Бизе (концертная запись с Ириной Архиповой и Марио дель Монако), "Князь Игорь" А.П.Бородина, "Жизнь за царя" М.И.Глинки, "Борис Годунов" М.П.Мусоргского (две версии, бас Джордж Лондон и бас Иван Петров в главной роли), "Война и мир" С.С.Прокофьева, "Демон" А.Г.Рубинштейна, "Декабристы" Ю.А.Шапорина, "Пиковая дама" и "Черевички" П.И.Чайковского, "Аида" Дж.Верди. Симфонический репертуар Александра Шамильевича включал произведения Бетховена, Верди, Шуберта, Брамса, Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича. За запись "Бориса Годунова" дирижеру посмертно присуждена в 1965 году премия Американской Академии искусств. К сожалению, симфонические записи Мелик-Пашаева немногочисленны, среди них "Реквием" Дж.Верди с Ленинградским филармоническим оркестром и Шестая симфония си минор "Патетическая" П.И.Чайковского с оркестром Большого театра Москвы.
Среди собственных сочинений Мелик-Пашаева - оперы "Печорин" (по произведениям М.Лермонтова) и "Двенадцатая ночь" по одноименной комедии У.Шекспира, Симфония до минор, романсы на стихи А.Пушкина и И.Эренбурга.

Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1942) — за оперный спектакль "Черевички" П.И.Чайковского
Сталинская премия первой степени (1943) — за оперный спектакль "Вильгельм Телль" Дж.Россини
Вторая премия на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1937)
народный артист РСФСР (1947)
народный артист СССР (1951)
три ордена и медали