Франц Петер Шуберт


 


Дата рождения: 31 января 1797
Место рождения: Вена
Страна: Австрия
Дата смерти: 19 ноября 1828


Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert) — выдающийся австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний, литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.
 


Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, любившего музицировать. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.


В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством А.Сальери). Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу "Увеселительный замок сатаны" и мессу фа мажор — он написал в 1814 г.


Благодаря Шуберту жанр песни получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились "Скиталец", "Похвала слезам", "Зулейка" и другие.


Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — "Прекрасная мельничиха", "Зимний путь", являющиеся как бы продолжением замысла Бетховена, выраженного в сборнике песен "К далёкой возлюбленной". Замечателен также сборник "Лебединая песня", многие песни которого приобрели всемирную известность (например, "Серенада", "Приют", "Рыбачка", "У моря" . Шуберт не старался подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен.


Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квартете "Форель", большой симфонии до мажор и незавершенной симфонии си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.


В области оперы Шуберт не был так одарен, хотя их написано им около 20. Среди них выделяется "Заговорщики, или Домашняя война","Розамунды".


Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.


Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни его приозведения не пользовались выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер).


Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 г.

Точная дата, когда Шуберт сочинил Восьмую Симфонию си минор ("Неоконченную") неизвестна. Она была посвящена музыкальному обществу Австрии, и Шуберт представил две ее части в 1824 г. Рукопись пролежала более 40 лет, пока ее не обнаружил венский дирижер и не исполнил ее на концерте.

Навсегда осталось тайной, почему Шуберт не завершил Восьмую симфонию. Кажется, он был намерен довести ее до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а остальные обнаружены в набросках. С этой точки зрения "Неоконченаая" симфония - вполне законченное произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей.