Клод Дебюсси


 


Дата рождения: 22 августа 1862
Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа)
Страна: Франция
Дата смерти: 25 марта 1918


Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy) — французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. Его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Дебюсси окончил Парижскую консерваторию (1884 г.). Лауреат Римской премии. Ученик А. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк, сопровождал её в путешествиях по Европе.


Выступал как дирижёр и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901 г.).

Клод Дебюсси — основоположник и ярчайший представитель музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Д. воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Совершенным воплощением музыкального импрессионизма современники считали оркестровую Прелюдию к "Послеполуденному отдыху фавна“ (по эклоге С. Малларме, 1894 г.), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных произведений — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка, 1902 г.), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж.Пуччини, Б.Бартока, Ф.Пуленка, И.Стравинского, С.Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905 г.) — самое крупное симфоническое сочинение ком-позитора. Дебюсси обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру.


В некоторых произведениях — «Бергамасская сюита» для фортепиано (1890 г.), музыка к мистерии Г.Д’Аннунцио «Мученичество св.Себастьяна» (1911 г.), балет «Игры» (1912 г.) — проявляются черты, присущие неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Клод Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь — 1910 г., 2-я — 1913 г.), имеющие поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна»), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси оказало существенное влияние на композиторов многих стран.