БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Опера в четырех актах


 Либретто В. Л. Василевской и А. Е. Корнейчука


 Действующие лица:


Гетман Украины Богдан Хмельницкий
баритон
Посол Великой Руси
бас
Полковник Кривонос
бас
Полковник Богун
тенор
Полковник Ганжа
бас
Варвара
сопрано
Соломия
меццо-сопрано
Гелена
сопрано
Дьяк Гаврила
бас
Тур
бас
Нива
баритон
Журба
тенор
Лизогуб
тенор
Кошевой
бас
Кожух
тенор
Шайтан
баритон
Атаман донских казаков
бас
Сотник
тенор
1-й беглец
бас
2-й беглец
тенор
Потоцкий
бас
Калиновский
тенор
Лентовский
тенор
Комендант
бас
  


Полковники, сотники, запорожцы, селяне — мужчины, женщины и дети, мещане, духовенство, кобзари, донские казаки.
  


Место действия: Украина.


Время: середина XVII века, четвертый акт — 8 января 1654 года.
 


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Опера «Богдан Хмельницкий» рассказывает о подлинных событиях освободительной войны украинского народа против польской шляхты. Это могучее движение, возглавленное Хмельницким и его славными соратниками — Богуном, Кривоносом и другими, завершилось осуществлением заветной мечты народа — воссоединением в 1654 году Украины с Россией. Величественный образ Богдана Хмельницкого неоднократно привлекал внимание художников прошлого. К нему обращались Т. Шевченко в поэзии, М. Старицкий в драме, М. Микешин в скульптуре. Немало дум, сказаний и песен посвятил Богдану народ. В советское время появились историческая драма А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий» и кинофильм того же названия, роман Н. Рыбака «Переяславская Рада» и другие произведения.


К. Данькевич работал над своей оперой несколько лет. Первая редакция, законченная в 1951 году, вскоре подверглась значительным изменениям. В ее новой редакции, осуществленной к торжественной дате 300-летия воссоединения Украины с Россией, были заново написаны две картины — пролог и сцена взятия замка Потоцкого; появились новые персонажи — Нива и Журба, новые вокальные и симфонические эпизоды. В центре произведения встал образ Богдана Хмельницкого — талантливого полководца, выдающегося государственного деятеля, тонкого и умного политика. Впервые поставленная в новой редакции 21 июня 1953 года в Киеве, опера была тепло встречена слушателями и вошла в репертуар оперных театров страны.


СЮЖЕТ
Стонет под панским игом народ Украины. Жестоко грабят и притесняют его польские магнаты и шляхта. Лучшие сыны Украины, встающие на защиту своей отчизны, гибнут от рук палачей. Площадь украинского села. Здесь скоро должны казнить двух казаков — старого Ниву и Журбу, приговоренных к сожжению заживо. В толпе находятся и близкие осужденных — жена Нивы Варвара и дочь Журбы Соломия. Польские жолнеры (солдаты) вводят казаков. Прощаясь с родными и народом, Нива и Журба проклинают ненавистных угнетателей, призывают к жестокой мести врагам. Народ подхватывает их слова.


Запорожская Сечь. Площадь возле крепости. Полковник Богун учит молодых казаков владеть саблей. Появляются беглецы с Украины, возглавляемые Максимом Кривоносом. Они вооружены косами, вилами, топорами и полны решимости идти на врага. Среди пришедших Варвара и Соломия. Казаки радостно приветствуют своих братьев украинцев. По просьбе Кривоноса к народу выходит гетман. Кривонос спрашивает его, правда ли, что он отправил гонцов к польскому королю и что восстание отложено. «Да, правда, — отвечает Богдан, — гонцов я послал, но не в Польшу, а в Москву, просить помощи у русского народа». Собравшиеся восторженно встречают эти слова. По приказу гетмана на Украину отправляются кобзари, чтобы поднимать народ на восстание.


Темной ночью казачье войско выступает в поход. Богдан Хмельницкий обращается к запорожцам с речью. Казаки клянутся отомстить за народные страдания.


Войска Хмельницкого осадили замок польского магната Потоцкого. Взять крепость надо как можно скорее, так как в тыл казакам заходит отряд Вишневецкого. Богдан Хмельницкий обсуждает со своими военачальниками план предстоящего сражения. Один из приближенных гетмана — войсковой писарь Лизогуб, давно изменивший родине, советует вести медленную и долгую осаду. Богдан отвергает его предложение. Замок должен быть взят завтра. Тогда Кривонос предлагает смелый план. Один из казаков, под видом лазутчика, проберется в крепость и, пойманный, под пыткой сообщит полякам, что войска Вишневецкого якобы уже зашли в тыл Хмельницкому. Тогда поляки откроют ворота и казаки ворвутся в замок. План Кривоноса принят, и штурм назначен на утро. Военачальники расходятся. Богдан остается один. Внезапно его раздумье прерывает появление Ганжи с казаками. Они привели захваченную в плен шляхтянку. С изумлением Богдан узнает в ней свою жену Гелену. Упав перед гетманом на колени, она умоляет простить ее. Не по своей воле находилась она вдали от мужа. Богдан вначале не верит Гелене, но затем прощает ее. Таков старинный казачий обычай: прощать перед боем все грехи близким людям. Рассветает. Скоро штурм. Старый казак Тур берется проникнуть в крепость и обмануть поляков. Богдан восхищен его мужеством. «Такой народ рабом подъяремным вовек не будет!» — восклицает он.


Осажденный польский замок. Потоцкий и его офицеры молятся о ниспослании победы польскому оружию. В зал вводят измученного пытками Тура. Умирая, он повторяет, что Вишневецкий зашел в тыл казакам. Обрадованный Потоцкий отдает приказ о вылазке. Начинается сражение. Казаки теснят поляков и врываются в крепость. В замок торжественно въезжает Хмельницкий. По его знаку из подземелий выводят освобожденных узников.


Войска Богдана Хмельницкого вступили в Киев. Выполняя волю иезуитов, изменник Лизогуб готовит покушение на жизнь гетмана. Его сообщницей становится Гелена, которая специально подослана поляками, чтобы отравить Богдана. О замышляемом заговоре догадывается Богун. Боясь разоблачения, Лизогуб решает оклеветать его. Он пишет почерком Богуна и от его имени письмо, в котором сообщает Вишневецкому о своем намерении служить полякам. Прочитав письмо, Хмельницкий велит предать суду мнимого изменника. Оскорбленный обвинением, Богун отказывается отвечать на вопросы. Суд приговаривает его к смерти. Гетман остается один. Входит Гелена. Ласково заговаривая с Богданом, она предлагает ему испить вина. В кубок Гелена сыплет яд. Это видит незаметно вошедшая Варвара. Спасая жизнь гетмана, она сама выпивает кубок и падает, сраженная ядом. Изменницу уводят. Опасаясь, что Гелена его выдаст, Лизогуб по дороге на допрос убивает ее. Однако ему не удается уйти от возмездия. Пойманный казаками шпион иезуитов признается в своих сношениях с Лизогубом. Предателя схватывают. Хмельницкий срочно посылает одного из полковников с приказом об отмене приговора Богуну. Площадь в Переяславе 8 января 1654 года. Празднично одетый народ торжественно встречает послов из Москвы. Звонят колокола, бьют пушки. Из собора выходят Богдан и посол Руси, старейшина и свита. Посол читает народу грамоту Москвы. «Слава Украине вольной! Слава вам, сестры и братья наши!» — провозглашает он. «Навеки вместе Киев с Москвою златоглавой!» — отвечают Богдан и народ, охваченный ликованием.


МУЗЫКА
«Богдан Хмельницкий» — историческая музыкальная драма о героической борьбе украинского народа за свободу и независимость, претворяющая некоторые традиции «Ивана Сусанина» Глинки. Наряду с главным действующим лицом, гетманом Хмельницким, в центре произведения — образ народа. Он широко раскрывается в массовых хоровых сценах, проникнутых духом украинского эпоса. К числу достоинств оперы следует отнести национальную характерность музыкального языка, широкую распевность вокальных партий.


Первая картина (пролог) — экспозиция драмы. Суровой скорбью проникнут женский хор «Черный ворон в поле крячет», включающий характерные обороты народных плачей-причитаний. Гневный протест народа звучит в заключительном хоре «Ой, не ликуйте, вельможи-магнаты»; его маршеобразный, чеканный ритм, мужественная мелодика напоминают героические казацкие песни. Во второй картине колоритные жанровые сцены чередуются с драматически напряженными или лирически взволнованными. Раздольная мелодия хора «Разлеглись крутые бережочки» — подлинная старинная украинская песня. В суровой и мужественной арии Кривоноса «Тяжко, други» повествуется о горе, постигшем Украину. Драматизмом и экспрессией отмечен монолог Варвары «Душа стерпеть не в силах». Ария-монолог Богдана «Так… Да, правда» начинается сосредоточенным, сурово-сдержанным речитативом; постепенно оживляясь, она выливается в широкую вокальную кантилену. Близка к шуточным народным мелодиям застольная песня дьяка Гаврилы «Как засяду, братие, за чарой», передающая жизнерадостный, неустрашимый дух казачества. Хор донских казаков «Ой, рассизый голубочек» основан на подлинной мелодии русской песни.


В центре третьей картины — большая ария Богдана «Гляньте, люди», наиболее полно раскрывающая его образ; ария начинается в былинном, эпическом духе; возникающий затем ритм надменного и холодного полонеза рисует образ врага; следующий эпизод — мечты Богдана о светлом будущем украинского народа; ария завершается возвращением начальной мелодии, которая сливается со звучанием мужского хора, приобретая характер грозного шествия.


В четвертой картине (второе действие) конфликт приобретает наибольшую остроту. Здесь сопоставляются резко контрастные эпизоды. Проникновенному, лирически задушевному монологу Богдана «Ночь беззвездная», его взволнованным думам о судьбах своего народа противостоит сурово-мрачный монолог Лизогуба с гетманской булавой «Ты холодна, как смерть», раскрывающий честолюбивую хищную натуру предателя. Светлым чувством юношеской любви, страстным стремлением к жизни и счастью проникнут дуэт Богуна и Соломин «Как солнце миру».


В пятой картине происходит открытое столкновение противоборствующих сил. Хор «Гей, поглядите, добрые люди» — подлинная народная боевая песня-гимн. Воинственный хор «Гей да, хлопцы, по коням» также обладает характерной народнопесенной окраской.


В третьем действии наступает кульминационный момент драмы. Глубоким искренним раскаянием звучит ария Гелены «Мне жаль загубленных дней». Выразительна, полна высокого драматизма ария Кривоноса «Я в честность друга верил».


Последний, четвертый акт — мощный гимн единства русского и украинского народов; заключительный хор «Пришел желанный, счастливый день» насыщен мелодическими оборотами русской народной песни «Слава».