Наль и Дамаянти

Опера в трех действиях (6 картинах). Текст М. Чайковского (по поэме В. А. Жуковского того же названия). Музыка А. С. Аренского. Впервые представлена в Петербурге в 1903 г.


Бима, царь Видарба
бас
Дамаянти, его дочь
сопрано
Наль Пуньялока, царь Нишады
тенор
Пушкара, сводный брат Наля
бас
Кали, бог ада
баритон
Керкота, царь змей
меццо-сопрано
Сунанда, подруга Дамаянти
меццо-сопрано
Вестник
тенор
Брамин
бас
Боги, духи, жрецы, баядерки, воины, народ.Место действия – Индия. Время – легендарное.
Действие первое.


Картина первая. Роскошные сады при дворце царя Бимы. Дамаянти, прекрасная дочь царя Бимы, играя с подругами, поминутно погружается в задумчивость и не слушает гимнов своей красоте. Царь Бима извещает ее о том, что ей предстоит завтра выбрать жениха из царей и князей. Дамаянти в ответ рассказывает свой сон: золотой гусь предсказал ей счастье с царственным Налем, и с тех пор она, Дамаянти, уже любит Наля заочно. Отец просит Дамаянти смириться перед волею богов: может быть, именно Наль и будет ее супругом. После молитвы Дамаянти внезапно появляется Наль, возвещающий, в качестве посла от богов, о том, что в числе женихов на завтра перед Дамаянти предстанут четыре бессмертных бога. Дамаянти заявляет, что изберет одного Наля. Ужас и восторг охватывают благочестивого и влюбленного Наля.


Картина вторая. Чертоги царя Бимы. Шествие женихов со свитой; приветственные крики народа. Царь Бима заявляет о том, что он предоставил Дамаянти свободу выбора и берет с женихов клятву, что они примирятся с избранником. Входит Дамаянти. Она в отчаянии, не видя среди женихов Наля. Внезапно появляются пять новых женихов, в их числе четыре бога, принявшие вид Наля. Дамаянти молит богов не скрывать от нее Наля. Тогда на челе у богов загорается звезда; народ склоняется перед ними. Боги исчезают. Дамаянти провозглашает своим избранником Наля. Народ приветствует жениха и невесту. Все уходят в храм. Появляется из земли бог ада, Кали. Он также решил быть в числе женихов и, опоздав, грозит страшным мщением Налю. Слышится адский хохот злых духов, заглушающий звуки молитвы из храма.


Действие второе


Картина первая. Близ дворца Наля. Кали во мраке замышляет мщение Налю и лишь смущается небесным светом, сияющим над дворцом Наля. Внезапно свет гаснет. Пушкара, сводный брат Наля, верный слуга Кали, уведомляет его, что Наль забыл совершить омовение и тем разгневал добрых богов. Кали ликует, и оба уходят во дворец.


Восход солнца. Дамаянти отправляется в храм. За ней следуют Наль, Пушкара и Кали в образе странствующего факира. Притворным обмороком, а затем лестью Кали задерживает вход Наля в храм.  Кали уговаривает Наля разделить с ним чашу вина, принесенного для него рабом-факиром. Очарованное вино смущает Наля. Он окончательно забыл о жертвоприношении, садится за пир и приглашает танцовщиц. Пушкара вынимает кости – игру, запрещенную Налем, которые знает свою слабость по части азарта. Наль сам начинает играть в кости с Пушкарой.


Танцы рабынь. Мало-помалу Наль проигрывает Пушкаре все свое царство. Народ в ужасе. Пушкара предлагает Налю поставить Дамаянти, чтобы отыграть все или проиграть уже и жену. Но Наль на это не согласен. Дамаянти заявляет, что разделит с возлюбленным супругом его нищету. Пушкара изгоняет из своего царства обоих супругов. Народ плачет по своему царю и вызывает гнев свирепого Пушкары.


Картина вторая. Поляна дремучего леса. Вечер. Входят утомленные Наль и Дамаянти. Дамаянти убаюкивает Наля, а за ним и сама засыпает. Поднимается ветер, и показывается злой Кали, смущающий Наля мыслями о том, что он Наль, будучи гоним богами, накликивает беду на Дамаянти, и что ему, Налю, следовало бы бросить Дамаянти. Наль по пробуждении следует коварному совету: прощается с Дамаянти навеки и убегает.


Дамаянти, проснувшись, замечает, что Наль ее покинул. Появляется Кали в образе пленительного юноши и предлагает Дамаянти свою демоническую любовь. Он называет свое имя. Дамаянти взывает к добрым богам. Небесный свет возвещает приближение последних. Кали должен исчезнуть, но напоследок грозит Дамаянти бурей, дикими зверями и муками ада.


Все исчезает. К бесчувственной Дамаянти слетают небесные духи, которые сулят ей свидание с Налем и велят вернуться к отцу в ожидании Наля.


Действие третье.


Картина первая. Скалы. Одна из них окружена пламенем. Керкота, царь смей, прикованный к скале, мучится в пламени. Он ждет своего избавителя, которым, по предсказанию,  будет Наль.


Входит Наль, обуреваемый сомнениями и страданьями. Он слышит голос Керкоты, который просит Наля выслушать его рассказ и постоять в пламени, очищающем Наля от грехов. Керкота рассказывает, что он страдает по проклятию святого отшельника Нервады, из-за одной коварной змейки, которую Керкота спрятал от справедливого гнева Нервады. Керкоту должен искупить Наль. Теперь пришло время искупления: цепи падают, огонь гаснет. Керкота в благодарность изгоняет из Наля злого духа, превращает Наля в возничего Вагуку и велит ему идти к царю Ритепурну и выжидать срока окончательного искупления. Керкота обращается в змея и исчезает.


Картина вторая. Площадь перед входом во дворец царя Бимы в Видабре. Вестник извещает народ о победе царя Бимы над Пушкарой, с помощью царя Ритепурна и его возничего Вагуки. Дамаянти по стуку колесниц чует приближение Наля, мастера управлять колесницами.


Шествие Пушкары и других пленников. Народ приветствует царя Биму,  Ритепурна и Вагуку (Наля). Дамаянти сердцем чувствует близость Наля, но не может найти его среди присутствующих. Она воссылает мольбу добрым богам и совершается чудо: Наль принимает свой прежний вид. Дождь цветов с неба. Появление четырех богов.